Начальник управления платежных карт Терра Банка Евгений ЯХНИЙ рассказал в интервью Банки.ua о том, почему количество активных карт в Украине падает, почему украинский рынок пока не готов к использованию технологии бесконтактных платежей, как нужно правильно развивать кобрендовые карточные продукты, и о многом другом.
— Евгений, как вы в целом оцениваете ситуацию на рынке пластиковых карт Украины?
— Общее количество платежных карт по системе растет, но в целом количество активных карт падает, о чем, собственно, свидетельствует статистика НБУ. Существует тенденция к увеличению количества кредитных карт: в ожидании очередного витка кризиса банки привлекают ресурсы для создания ресурсной подушки и не очень охотно их размещают. Кредитные карты — это то направление, куда можно размещать дорогой ресурс, поскольку эффективные ставки по данному виду кредитования достаточно высокие. Да и в целом кредитные карты всегда были высокодоходным бизнесом, а в текущей рыночной ситуации банки уделяют им повышенное внимание. Есть информация, что осенью еще ряд финучреждений выйдет на рынок с данным продуктом.
Также хочу отметить, что платежные системы очень активно продвигают сейчас технологии бесконтактных расчетов PayPass и PayWave, в свою очередь банки проявляют к данной технологии и продуктам, построенным на базе ее использования, активный интерес. Есть уже первые проекты по внедрению, ряд проектов находится в работе.
Но мое личное мнение: наш рынок еще не готов к использованию этой технологии по той причине, что, к большому сожалению, наши люди финансово не грамотны, о чем свидетельствует статистика по классическим безналичным платежам, осуществляемым с помощью карт. Иными словами, клиенты по-прежнему используют карты в большинстве случаев для снятия наличных.
— Вы сказали, что количество активных карт падает. С чем это связано? Как так может быть, если количество выданного на руки населению пластика не только не уменьшается, но и растет?
— Это связано с кризисной ситуацией в стране, грядущими выборами, возможным скачком доллара и в целом финансовой культурой украинцев. Массовый сегмент для карточного бизнеса — это, как правило, держатель зарплатной платежной карты. Бизнес для минимизации своих затрат возвращается к практике зарплат в конвертах, что влечет за собой снижение количества активных зарплатных карт. Население не понимает, что будет после выборов, ожидает девальвации гривны, что, несомненно, сказывается и на рынке платежных карт, то есть в существующей ситуации для рядового гражданина более понятно, когда его деньги находятся либо под подушкой, либо просто на них куплена валюта, но не на карте.
— Какие планы у вашего банка по развитию карточной продуктовой линейки на ближайшее время?
— Большое внимание в нашем банке уделяется развитию направления персонального банкинга — private banking. В связи с этим мы заканчиваем проект по внедрению таких продуктов, как Visa Platinum и Visa Infinite. Хотелось бы отметить, что параллельно проходит процесс сертификации чипового проекта. Соответственно, эти карты будут на базе микрочипа. Мы уделяем значительное внимание безопасности расчетов платежными картами. Кроме того, хочу сказать, что мы не будем оригинальны и также имеем желание внедрить и развивать кредитные карты. Только «правильные» кредитные карты, с наличием грейс-периода.
Хочу отметить, что есть и другие технологии, такие как моментальные платежи и переводы: это то, над чем мы сейчас работаем. Мы нацелены дать клиенту тот продукт, который будет востребован и пользоваться спросом, продукт с адекватной ценой. Ряд существующих партнеров банка предлагает реализовать совместный кобренд-проект. Пока мы проводим его глубокий анализ. Немного перефразирую слова красноармейца Сухова из кинофильма «Белое солнце пустыни»: «Кобренд — дело тонкое!».
Есть также планы по развитию мобильного банкинга, разработки приложений для телефонов на системах Android и iOS. Уже сделаны первые шаги в данном направлении.
— Как вы планируете развивать инфраструктуру приема платежных карт?
— С инфраструктурой приема все немного сложнее. Например, если мы идем в зарплатный проект, то да: под него мы будем ставить банкомат. Хотя в целом сейчас развивать свою банкоматную сеть, покупать новые банкоматы, содержать их — достаточно дорогое удовольствие, которое нецелесообразно. По одной простой причине — в Украине сейчас порядка 32 тысяч банкоматов. Этого более чем достаточно. А учитывая то, что Visa понизила банкоматный интерчейндж в два раза, а МasterCard выпустила такой продукт, как MasterCard Debit, развивать собственную суть стало еще менее выгодно. Думаю, попросту нужно более эффективно использовать ту инфраструктуру, которая уже существует. Сейчас объединенная банкоматная сеть нашего банка насчитывает более 3 600 банкоматов, где наши клиенты снимают наличность по льготным тарифам, и я считаю, что это достаточно неплохо. Планируем заключить договора еще с рядом финучреждений, в итоге наша сеть будет составлять более 4 тыс. банкоматов по Украине. Для создания такой инфраструктуры за собственные средства, учитывая, что стоимость одного банкомата — свыше 11 тысяч долларов, нужны колоссальные инвестиции, не считая тех средств, которые необходимы, чтобы все это дело содержать.
Также хочу обозначить, что в банке запланировано сотрудничество с операторами систем моментальных платежей. Первый этап сотрудничества — это внедрение услуги пополнения платежных карт в режиме реального времени. На текущий момент есть договоренность с одним из операторов о внедрении данной услуги. Это даст нам 3 500 киосков по Украине, в которых наши клиенты смогут в режиме 24/7 пополнять свои карты. Но хочу отметить, что значительным тормозом развития сотрудничества с операторами систем моментальных платежей является их несоответствие стандартам карточной безопасности PCI DSS.
Вторым этапом запланировано внедрение технологий моментальных платежей и переводов, но в контексте всех платежных карт Visa. Иными словами, мы хотим дать клиенту сервис, в рамках которого он сможет пополнить любую карту Visa, используя киоск, либо перевести денежные средства со своей карты на другую карту, приложив при этом минимальное количество усилий.
Что касается торгового эквайринга, учитывая дороговизну лицензий и высокую конкуренцию на рынке, мы пошли по пути подписания агентского соглашения с Укрэксимбанком. Покупка лицензии и развитие собственного эквайрингового бизнеса с экономической точки зрения невыгодна (мы считали): окупаемость — около 40 лет. Но есть и другая сторона медали: мы как универсальное банковское учреждение предоставляем полный спектр банковских услуг, и у наших клиентов есть потребность в услугах торгового эквайринга. Поэтому выбранный нами путь наименьшего сопротивления считаю наиболее целесообразным в нынешних условиях.
— На каких условиях был заключен договор с Укрэксимбанком?
— К сожалению, условий я назвать не могу, это было бы не совсем правильно по отношению к коллегам. Проще говоря, это коммерческая тайна. С Укрэксимбанком у меня положительный опыт сотрудничества на протяжении уже нескольких лет. Это хороший и надежный партнер в Украине.
— Как вы развиваете карточные продукты премиум-класса? Какие карты предлагаете или планируете предлагать в ближайшем будущем, и какие преимущества они будут давать их держателям?
— Должен сказать, что в Терра Банке до определенного момента премиум-линейка карточных продуктов должным образом не развивалась. Да, в нашем арсенале была карта Visa Gold, но мое, возможно, субъективное мнение: данная карта в нашей стране уже фактически утратила свой премиальный статус и стала массовой. Повторюсь: одним из приоритетных направлений развития сейчас для нас является индивидуальный подход и предоставление услуг private banking. У нас создана достаточно сильная клиентская база, у которой есть потребность в картах премиум-класса, это для нас очень актуально и очень востребовано. Как я уже говорил ранее, сейчас практически параллельно идет внедрение Visa Platinum и Visa Infinite. Карта Visa Infinite будет внедрена немного позже, поскольку наша команда активно работает над пакетным предложением. Хочу отметить, что мы уделяем значительное внимание дизайну карты и ее пакетному наполнению. Не хочется, чтобы это был просто кусок пластика. Ведется работа над тем, чтобы клиент вместе с картой получил соответствующий качественный пакет необходимых для него сервисов и услуг. Ведь нашим главным активом является удовлетворенный клиент. Касательно наполняемости пакета, не буду раскрывать все секреты, но в двух словах скажу, что мы также решили уйти от мультивалютных карт: в нашем случае при получении Visa Platinum клиент получит сразу три карты — в гривне, долларе и евро.
— Вы уже просчитывали примерную стоимость годового обслуживания премиальных карт?
— Просчитывали, но до выхода продукта и прохождения утверждения тарифов соответствующим органом в банке называть стоимость обслуживания карты пока не буду.
— Что вы можете сказать о бесконтактных платежах? Планируете внедрять PayPass или PayWave?
— На начальном этапе внедрение проекта по сертификации чипового проекта и внедрению двух премиальных карт, о которых я уже упоминал, мы общались с платежной системой о возможности параллельного прохождения сертификации бесконтактной технологии PayWave. Для себя внутри банка мы определили, что вернемся к этому вопросу позже по ряду причин (небольшая инфраструктура для приема данных карт, инвестиции во внедрение данного проекта и тому подобное). Но лично я думаю, что данные технологии будут популярны в Украине года через три. По сути, люди и обычными картами пока не научились рассчитываться. У нас на уровне подсознания заложено, что если деньги к тебе пришли, то их тут же нужно снять. Все и сразу. Поэтому надо как-то людей заинтересовывать рассчитываться картами. Для этого платежные системы совместно с банками и проводят различные хорошие акции, целью которых является популяризация расчетов картой. И вы знаете, они дают свой эффект. Безусловно, процент расчетов картами из года в год растет, но не теми темпами, которыми хотелось бы. Если сравнить его с нашими ближайшими соседями, то даже в Белоруссии больше рассчитываются картами, нежели в Украине. Так что бесконтактные технологии — это хорошо и это очень правильно. Но немного позже.
— Вы поддерживаете идею ограничения максимальной суммы расчета наличными в Украине, над которой сейчас размышляет Нацбанк? Готово ли население к таким мерам?
— Думаю, население не готово. Но я понимаю НБУ: он хочет контролировать денежные потоки (собственно, это одна из его главных функций). И его идею я поддерживаю, она правильная и, несомненно, приведет к притоку денежных средств, увеличению остатков на карточных счетах и уходу от кэша, который пойдет в банковскую систему, которая снова начнет кредитовать реальный сектор экономики. Но в этом деле важна правильная и постепенная реализация данной идеи.
— А какие здесь могут быть подводные камни?
— Подводные камни — это реакция населения и теневого сектора экономики, который довольно большой. Опять-таки, повторюсь, важна правильность построения процесса. Не секрет, что НБУ данным проектом пытается вывести из тени деньги, которые находятся у населения на руках (в виде как зарплат в конвертах, так и просто сбережений). Вопрос в другом: скажем, мне как рядовому жителю и держателю платежной карты несложно в случае превышения стоимости товара над стоимостью максимальной суммы расчета наличными пополнить свою карту, но не спросят ли органы власти о происхождении этих денег? Не исключено, что они введут налог на данные средства. При таком исходе это будет очередной виток развития теневой экономики и не более.
— НБУ также намерен активизировать развитие Национальной системы массовых электронных платежей, с тем чтобы составить конкуренцию Visa и MasterCard. Получится это у него?
— Думаю, нет. Там все очень сложно. Для вступления в НСМЭП нужно подписать с десяток договоров. Для функций эквайринга, эмиссии необходимо покупать новые модули, оснащать банкоматы специальными устройствами для приема данных карт. Да и в принципе НСМЭП — это локальная система. Если у меня есть карточка Visa или MasterCard, пусть даже в национальной валюте, я могу поехать в любую страну мира и там рассчитаться. А что там делать с НСМЭП? К тому же бренд Visa и MasterCard знают если не все, то практически все в Украине, и чтобы их догнать, НСМЭП надо будет очень-очень сильно постараться. Хотя сама идея создания и интеграции внутренней системы в мир хороша. Пример успешной интеграции внутренней платежной системы в мир — китайская China Unionpay (единственная в Китае), 2,7 миллиарда платежных карт которой принимаются к оплате в 124 странах мира.
— И аббревиатура у НСМЭП не самая благозвучная…
— Да уж. Хотя, если верить тому, что говорят, то в этот проект собираются вкладывать серьезные деньги и делать это все на базе «УкрКарт». Посмотрим!
— Не секрет, что львиная доля пластиковых карт на руках у украинцев — те, что им выдают по зарплатным проектам. Но, по статистике, сейчас активно растет доля карт, полученных гражданами самостоятельно. Каково соотношение зарплатных карт к частным в Терра Банке?
— Процентов 35—40 у нас — это частные карточки, все остальное — зарплатные. Но доля частных карточек все время растет.
— Планируете ли вы какие-либо кобрендовые продукты?
— Предложение есть, но, как я говорил раньше, мы занимаемся их анализом. У меня встречный вопрос к вам: кто в Украине уже запустил эффективный кобренд? На сайтах почти каждого из банков первой двадцатки можно найти кобренд с кем-то. Но люди о них ничего не слышали.
— Они неэффективны?
— Ну почему же… В моем понимании кобренд — это прежде всего обмен клиентскими базами двух или более партнеров и правильное использование этих баз. Банк преследует цель привлечь клиента партнера, чтобы в последующем заработать какие-то доходы. Такую же цель преследует и партнер. Как правило, финучреждения разделяют внедрение проекта на два этапа: первый — это массовость, массовый выпуск карт, второй — их активация. С первым проблем возникает меньше, а вот с активацией карт их очень много. Сложно заставить человека положить деньги на карту и рассчитываться ей. Поэтому, с одной стороны, у банка вроде как появились клиенты, с другой — он на них не зарабатывает.
А эффективность, наверно, каждый из банков определяет, исходя из целей кобренда. Есть много примеров, как по мне, неэффективных проектов, когда у партнера недостаточная клиентская база. Также неэффективные проекты при неправильной интеграции систем расчетов дисконта, баллов, миль и тому подобного в зависимости от количества потраченных денежных средств с банковской системой. Иными словами, кобренд — это тот проект, который: а) должен быть максимально технологичным, б) бонусно-дисконтным, но ни в коем случае не просто дисконтным.
Хочу отметить: если вы заметили, сейчас практически все торговые сети уходят от прямого дисконта, а предлагают своим клиентам карту с возможностью накапливания бонусов, миль и так далее. Все очень просто: получив разовую скидку, клиент может попросту уже не вернуться за следующей покупкой. А при получении бонусного балла вероятность возращения клиента для его траты повышается как минимум вдвое.
— В начале интервью вы сказали, что осенью банкиры активно пойдут в кредитные карты. Какие сегодня условия по ним в Терра Банке?
— Насколько я помню из сравнительных таблиц, то очень рыночные. Вскоре мы планируем сделать «правильный» полноценный грейс-период до 55 дней, со ставкой «ноль, ноль, ноль… один» процент в рамках грейса и более высокой после него. Разумеется, для постоянных клиентов и клиентов с улицы условия по выпуску кредитной карты будут разными. Но это не наше ноу-хау, так происходит у всех банков.
— Карточную культуру населения Украины принято считать крайне низкой. Что нужно сделать, чтобы она повысилась? Ощущаете ли вы сдвиги в положительную сторону?
— Платежные системы совместно с банками делают различные совместные акции. Акции предельно простые: грубо говоря, расплатился картой на сумму 100 гривен — получил подарок. Платежные системы потом делятся с банками статистикой, из которых видно, что эти акции имеют хороший эффект в плане приучения к расчетам картой. Если первый раз человек это делает, чтобы получить подарок, второй — получить еще один подарок, то на третий раз это у него уже войдет в привычку. Платежные системы выделяют на такие акции достаточно серьезные средства, и они, как по мне, приносят нужный результат.
Ну и то, что планирует НБУ с ограничением максимальной суммы расчета наличными, считаю правильным, но также это нужно будет правильно реализовать.
— Пока НБУ только «пугает», до реализации дело не дошло…
— Да, пока они только декларируют желание. Но если к этому правильно подойти — не в краткосрочной перспективе, а системно, то, на мой взгляд, будет результат, и результат хороший. Как для банковской системы в целом, для карточного бизнеса, так и для обучения культуре карточных расчетов рядового гражданина.
Беседовал Дмитрий ШПАКОВИЧ, Банки.ua